Как не потерять прибыль от сдачи помещений в аренду в бизнес-центре в период пандемии

Столичные офисы до сих пор пустуют на 30%. Работодатели не спешат отказываться от удалёнки, ведь коронавирусные ограничения все еще действуют. Как быть собственникам коммерческой недвижимости, чтобы не уйти в минус?
Столичные офисы до сих пор пустуют на 30%. Работодатели не спешат отказываться от удалёнки, ведь коронавирусные ограничения все еще действуют. Как быть собственникам коммерческой недвижимости, чтобы не уйти в минус, рассказал Гурген Шекоян, генеральный директор CEO Spaces.
Перспективы офисов
Спрос на классические офисы снижается. Аналитики Cushman & Wakefield посчитали, что в 2020 году в сравнении с 2019 годом количество договоров на аренду помещений в бизнес-центрах окажется ниже почти на треть. Colliers International утверждает, что количество свободных офисных площадей за первые 9 месяцев 2020 года увеличилось до 7,25%.
Предположительно, количество арендаторов будет снижаться и дальше, а те, кто не откажется от аренды, потребуют пересмотра условий действующего договора. В сфере аренды новых площадей или продажи недвижимости – затишье.
Причина в том, что большинству компаний сейчас не нужны новые офисы, а действующие площади они стремятся уменьшить. Незачем платить аренду за большое помещение в бизнес-центре, если значительная часть сотрудников работает в удалённом режиме.
На новый план выходят гибкие офисы. Только в столице работает 188 коворкингов, обеспечивающих почти 32000 рабочих мест. Аналитики посчитали, что в 2021 году количество вакантных мест в них уменьшится на 5–10%. Для собственников коммерческой недвижимости это хороший способ стабилизировать и даже увеличить прибыль в период пандемии.
Гибкие офисы для крупных клиентов
Гибкое офисное пространство имеет идеальный набор качеств для работы в период массовой удаленки и ограничений. Компания может арендовать минимально необходимое количество рабочих мест на любой период и не переплачивать за лишнюю площадь.
У корпоративных клиентов, в свою очередь, стали популярны офисы с отделкой «под ключ». Они позволяют сократить издержки – не нужно делать ремонт, нанимать подрядчиков и адаптировать рабочее пространство под нужды сотрудников.
Новая тенденция последнего времени – built-to-suit. Собственник недвижимости объединяется с оператором гибких офисов. Они создают продукт, в котором учтены все нужды арендатора. Собственника такое решение избавляет от необходимости искать клиентов. По договору в течение трех месяцев оператор выводит продукт на рынок, находит клиента, согласует планировку, делает ремонт. За это собственник отдает часть прибыли от аренды оператору.
Сотрудничество операторов коворкингов и собственников недвижимости выгодно для них обоих. Владелец объекта, инвестируя в отделку помещения, окупает вложения за 1,5–2 года. При этом есть еще одно отличие от классической схемы аренды офиса в бизнес-центре – после ухода арендатора в помещении останутся оборудование и мебель.
Спрос на такие объекты растет. Схема built-to-suit способствует тому, что сетевые операторы будут создавать гибкие рабочие пространства для конкретного арендатора с учетом его потребностей. Операторы CEO Spaces, Space 1 и «Ключ» планируют в ближайшие 1,5 года запустить 13 проектов такого плана.
![]() |
Добавить комментарий |