Составляем журнал формативного оценивания — пошаговая инструкция для создания эффективного инструмента

Журнал формативного оценивания — это важный инструмент в работе учителей. Он позволяет систематизировать и отслеживать прогресс каждого ученика, а также определить эффективность используемых методов обучения. Составить такой журнал может показаться сложной задачей, особенно для начинающих педагогов. Однако, соблюдая некоторые основные шаги, вы сможете создать структурированный и понятный журнал оценивания, который будет полезен в вашей практике.

Шаг 1: Определите цели и критерии оценивания. Прежде чем приступать к составлению журнала, необходимо четко определить, чего именно вы хотите достичь в процессе обучения. Выберите основные цели для каждого урока и составьте критерии оценивания, которые позволят вам оценить прогресс учеников. Критерии оценивания должны быть специфичными и измеримыми, чтобы оценить достижение конкретных целей.

Пример: Цель — ученик должен научиться решать уравнения первой степени в одной переменной. Критерии оценивания: ученик может правильно выделить переменную в уравнении, правильно преобразовать уравнение, получить правильный ответ и правильно интерпретировать его.

Шаг 2: Создайте шаблон журнала. Разработайте структуру вашего журнала. Обычно журнал формативного оценивания состоит из нескольких столбцов, включающих информацию о учениках, дате, целях, достижениях и комментариях. Подумайте о том, какую информацию вы хотите отслеживать и какую структуру следует создать для вашего журнала. Это может быть электронный документ, электронная таблица или обычный блокнот — выберите формат, который наиболее удобен для вас.

Как создать формативный оценивающий журнал

1. Определите цели и задачи формативного оценивания.

Поставьте перед собой четкие и конкретные цели, которые вы хотите достичь с помощью формативного оценивания. Это может быть улучшение учебного процесса, обратная связь для студентов или определение областей для дальнейшего совершенствования.

2. Выберите соответствующий формат журнала.

Определитесь с тем, каким образом вы будете вести формативный оценивающий журнал. Это может быть электронный журнал в форме таблицы или приложения, онлайн-платформа или просто бумажные записи.

3. Определите критерии оценивания и шкалу.

Создайте список основных критериев оценивания и определите шкалу для каждого критерия, которая будет использоваться для оценки учеников. Шкала может быть буквенной (А, В, С, Д) или числовой (от 1 до 5).

4. Установите гибкость оценивания.

Предоставьте возможность использовать гибкую систему оценивания, которая позволит адаптироваться к особенностям и потребностям каждого ученика. Учтите различные способы демонстрации знаний и умений.

5. Разработайте систему отслеживания прогресса.

Создайте систему, которая позволит отслеживать прогресс каждого ученика и анализировать его успехи и слабые стороны. Это может быть система сопоставления с учебными стандартами, заполнение журнала промежуточными результатами или проведение индивидуальных бесед.

6. Предоставьте обратную связь.

Не забывайте о необходимости давать обратную связь ученикам на основе их результатов и прогресса. Она поможет им разобраться в сложностях, справиться с ошибками и улучшить свои навыки и знания.

7. Оценивайте формирование компетенций.

Кроме оценок за конкретные задания, оценивайте также развитие и формирование компетенций учеников. Это поможет им понять, как они развиваются, и мотивировать их на дальнейший рост и развитие.

8. Вносите изменения в журнал по мере необходимости.

Не бойтесь корректировать и адаптировать формативный оценивающий журнал под новые условия и потребности. Это поможет вам сохранять его эффективность и актуальность.

Используя эти шаги, вы сможете создать свой собственный формативный оценивающий журнал, который будет полезным инструментом для оценивания и развития учебного процесса.

Шаг 1: Определение цели и задач

На данном шаге необходимо:

  1. Определить цель — четко сформулировать, что именно вы хотите достичь с помощью формативного оценивания. Например, вы можете хотеть улучшить учебные результаты учащихся или поддержать их самооценку и мотивацию.
  2. Составить задачи — определить конкретные шаги, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Например, вы можете решить разработать систему рубрик для оценивания работ учащихся или внедрить регулярные обратные связи.
  3. Учитывать индивидуальные особенности — учесть потребности и способности своих учащихся при определении цели и задач. Например, учащиеся с разными уровнями способностей могут требовать разные подходы к формативному оцениванию.

Определение цели и задач является важным шагом, поскольку они будут ориентировать вас на протяжении всего процесса составления журнала формативного оценивания.

Шаг 2: Выбор формы и структуры журнала

На этом этапе необходимо определиться с формой и структурой журнала формативного оценивания. Важно выбрать такую форму, которая удовлетворит потребностям учителя и позволит эффективно отслеживать успеваемость учащихся.

Существует несколько типов форм и структур журнала формативного оценивания:

  1. Табличная структура.
  2. Данный тип журнала представляет собой таблицу, в которой указываются данные об учащихся, такие как ФИО, оценки и комментарии. Табличная структура удобна для быстрого ввода и отслеживания информации.

  3. Журнал-портфолио.
  4. Этот тип журнала представляет собой сборник работ и достижений учащегося. В таком журнале можно хранить различные виды материалов, например, эссе, проекты, творческие работы. Журнал-портфолио позволяет более глубоко отслеживать прогресс учащихся и оценивать не только знания, но и навыки и творческий потенциал.

  5. Электронный журнал.
  6. Такой журнал формируется в электронном виде и может быть доступен как для учителя, так и для учащихся и их родителей. Он обеспечивает удобство использования, быстрый доступ к информации и возможность автоматического подсчета и анализа данных. Электронный журнал может быть представлен в виде специального онлайн-сервиса или программы.

При выборе формы и структуры журнала необходимо учитывать особенности предмета, уровень образования, а также потребности и возможности учителя и учащихся. Кроме того, важно, чтобы журнал был удобен в использовании и предоставлял достаточно информации для анализа прогресса учащихся и принятия обоснованных решений по дальнейшему обучению.

Шаг 3: Разработка рубрик и критериев оценивания

Важно заранее продумать и разработать рубрики и критерии оценивания, чтобы они отражали все необходимые аспекты, которые вы хотите оценить. Это поможет обеспечить четкость, объективность и следование установленным стандартам при проведении оценивания.

При разработке рубрик и критериев оценивания следует учитывать следующие аспекты:

  1. Цели и задачи оценивания: определите, что именно вы хотите оценить у ученика и чего ожидаете от его работы.
  2. Конкретность и ясность: сформулируйте критерии оценивания таким образом, чтобы они были понятны и конкретны для учеников.
  3. Прогрессивность: учтите возможность поэтапной разработки навыков ученика и установите соответствующие уровни критериев для каждого этапа.
  4. Адаптивность: предусмотрите разные уровни обучения и способности учеников при формулировке критериев оценивания.
  5. Объективность: постарайтесь сформулировать критерии оценивания таким образом, чтобы они были объективными и измеряемыми.
  6. Связь с целями и учебным материалом: убедитесь, что критерии оценивания отражают цели учебного курса и учебный материал.

При разработке рубрик и критериев оценивания рекомендуется использовать как общие стандарты, так и специфические для каждого задания. Это поможет ученикам понять, что от них ожидается и какой уровень качества работы требуется.

Разработка рубрик и критериев оценивания требует тщательного обдумывания и планирования. Однако, правильно разработанные и применяемые рубрики и критерии оценивания помогут стандартизировать и объективизировать процесс формативного оценивания.

Оцените статью