Возвратность глагола – это одно из важнейших понятий, которое изучается в седьмом классе русского языка. Понимание возвратности поможет ученикам правильно использовать глаголы и формировать грамотные предложения.
Возвратный глагол — это глагол, обозначающий процесс, действие или состояние, которое влечет за собой воздействие на действующего лица. Возвратность глагола проявляется в том, что действие влияет на самого субъекта, т.е. на лицо, совершающее это действие. Такие глаголы образуются путем добавления к корню глагола приставки «с» или «пере».
Например, глагол «писать» образует связку «списываться», глагол «говорить» — «переговориваться». Возвратными глаголами являются также глаголы, отражающие действия субъекта на самого себя: «мыться», «одеваться» и т.д.
Определение возвратности глагола
В русском языке глаголы могут быть возвратными, то есть выражать действие, направленное на действующее лицо. Возвратные глаголы образуют особую группу, которая выделяется своим значением и образованием.
Для определения возвратности глагола нужно обратить внимание на следующие признаки:
1. Наличие специального местоимения «себя» или «свой» в дополнении к глаголу. Эти местоимения указывают на то, что действие направлено на действующее лицо.
Например: «я мыл себя», «они дразнили своего друга».
2. Наличие окончания -ся/-сь в форме глагола. Окончание -ся/-сь указывает на то, что действие отражается обратно на действующее лицо.
Например: «она улыбнулась», «мыться».
3. Семантический признак. Некоторые глаголы по своему значению являются возвратными.
Например: «одеваться», «готовиться», «опоздать», «спешиться».
4. Правило сочетаемости с предлогами. Некоторые глаголы могут сочетаться только с определенными предлогами, которые указывают на возвратность действия.
Например: «заботиться о себе», «радоваться на своем дне рождения».
Понятие возвратности глагола
В русском языке существуют два типа возвратности глагола: собственно возвратные глаголы и возвратные глаголы в переходном значении.
Собственно возвратные глаголы обозначают действие, которое субъект совершает сам на себя. Например: «myться», «одеваться». В таких случаях дополнение глагола необходимо для ясного выражения действия.
Возвратные глаголы в переходном значении обозначают действие, которое субъект совершает на другой предмет, но при этом выражает, что это действие влияет на самого субъекта. Например: «лицезреться», «ласкаться».
В таких случаях дополнение глагола необязательно, поскольку оно уже выражено в суффиксе глагола.
Морфологические признаки возвратности
Например, глагол «читать» может быть как возвратным, так и невозвратным. Если глагол употребляется в возвратной форме, то в предложении будет присутствовать возвратное местоимение «себя». Например: «Он читает себя». В данном случае глагол «читать» означает, что человек читает себя, т.е. читает что-то о себе.
Если же глагол «читать» употребляется в невозвратной форме, в предложении возвратного местоимения «себя» не будет. Например: «Он читает книгу». В данном случае глагол «читать» означает, что человек читает книгу, но не о себе.
Таким образом, наличие или отсутствие возвратного местоимения «себя» является основным морфологическим признаком возвратности глагола в русском языке. Однако также существуют и другие морфологические признаки возвратности, например, особый видовой залоговый инфикс -ся/-сь, который также указывает на возвратность глагола. В основном, данные морфологические признаки помогают определить, является ли глагол возвратным или невозвратным.
Структура предложений с возвратными глаголами
Предложения с возвратными глаголами имеют свою специфическую структуру. В них присутствует дополнительное местоимение, которое указывает на действие, выполняемое самим подлежащим. Рассмотрим основные типы предложений с возвратными глаголами:
- Предложения с непроизвольными возвратными глаголами. В этих предложениях действие субъекта направлено на самого себя, без внешнего воздействия. Например: Он отказался от похода в кино. Здесь глагол «отказался» выражает действие, совершаемое самим субъектом.
- Предложения с произвольными возвратными глаголами. В таких предложениях субъект совершает действие на себя самостоятельно или собственноручно. Например: Она вымылась и оделась на работу. В данном примере глаголы «вымылась» и «оделась» показывают действие, выполняемое самой субъектом.
- Предложения с взаимными возвратными глаголами. В этих предложениях два или более субъекта совершают действие друг на друга. Например: Друзья встретились и поговорили о планах на выходные. Здесь глаголы «встретились» и «поговорили» показывают действие, совершаемое двумя или более субъектами друг на друга.
Таким образом, структура предложений с возвратными глаголами включает в себя наличие дополнительного местоимения, указывающего на действие, выполненное самим субъектом. В зависимости от типа возвратности, предложение может содержать один или несколько субъектов, причастных к действию.
Употребление возвратных глаголов в 7 классе русского языка
В 7 классе русского языка учащиеся изучают основные правила и употребление возвратных глаголов. Они узнают, как образуются возвратные глаголы от обычных глаголов и как они изменяются по временам, лицам и числам.
Возвратные глаголы могут использоваться в различных контекстах. Они могут указывать на действия, выполняемые субъектом собственноручно или на то, что субъект действует на самого себя. Например, глагол «умываться» означает действие по мытью собственного лица, а «одеваться» – действие по одеванию собственной одежды.
Возвратные глаголы также могут использоваться для выражения взаимного действия между несколькими людьми. Например, глагол «целоваться» указывает на взаимное действие двух или более людей по целованию друг друга.
Употребление возвратных глаголов требует от учащихся владения правильным падежным окончанием для субъекта в каждом конкретном случае. Они должны использовать соответствующие формы глагола с учетом времени, лица и числа. Кроме того, возвратные глаголы могут быть использованы в повелительном наклонении для выражения приказа или просьбы.
В итоге, изучение и употребление возвратных глаголов в 7 классе русского языка помогает учащимся развить навыки правильного образования и использования глаголов, а также позволяет им точнее и яснее выражать свои мысли и действия.