Как работает раздаточная коробка на автомобиле ВАЗ 2121 — принципы работы и устройство


Раздаточная коробка является одной из важнейших частей автомобиля ВАЗ 2121 (Нива) и отвечает за передачу мощности на ведущие колеса. Принцип работы раздатки на ВАЗ 2121 основан на использовании специального механизма передачи, который позволяет выбирать передаточное отношение и переключаться между режимами движения по бездорожью и асфальтированным дорогам. Раздаточная коробка обеспечивает повышенную проходимость автомобиля и позволяет ему легко справляться с самыми сложными дорожными условиями.

Основной элемент раздаточной коробки на ВАЗ 2121 — это комплект различных зубчатых колес и шестерен. Каждое передаточное отношение соответствует определенному положению этих зубчатых колес. В зависимости от положения рычага управления раздаткой, различные шестерни включаются или выключаются, что позволяет выбирать нужный режим передвижения. К примеру, в положении «повышенная» включаются дополнительные передачи, которые увеличивают крутящий момент на колесах и повышают проходимость на бездорожье. В положении «пониженная» используются другие передачи, которые уменьшают передаточное отношение и обеспечивают лучшее управление и ускорение на асфальтированных дорогах.

Процесс переключения режимов передвижения осуществляется водителем с помощью рычага управления, который воздействует на внутренний механизм раздаточной коробки. Рычаг может иметь несколько положений, в зависимости от конкретной модификации автомобиля. При переключении режимов передвижения, зубчатые колеса и шестерни перемещаются и включаются нужные передачи с определенным передаточным отношением. Это позволяет автомобилю адаптироваться к различным дорожным условиям и обеспечивает оптимальное соотношение мощности и скорости в каждом режиме.

ВАЗ 2121: принцип работы раздатки и ее устройство

Устройство раздатки на ВАЗ 2121 состоит из набора шестерен, валов и муфты. Она имеет три основных положения: заднеприводное, полный привод и переднеприводное.

Заднеприводное положение: в этом положении раздаточная коробка соединена с задним мостом, а передние колеса не приводятся в движение. Положение заднего привода используется для повышения устойчивости и эффективности движения по дорогам с хорошей сцепкой.

Полный привод: в этом положении раздатка соединена как с передним, так и с задним мостом, что позволяет автомобилю выдерживать сложные условия бездорожья. Положение полного привода обеспечивает равномерное распределение крутящего момента на все колеса и позволяет ему сохранить устойчивость и проходимость даже на скользкой поверхности.

Переднеприводное положение: в этом положении раздатка соединена только с передним мостом, а задние колеса не приводятся в движение. Положение переднего привода обеспечивает более экономичную езду по городским дорогам без использования заднего привода.

Переключение между различными положениями раздатки производится рычагом в салоне автомобиля. ВАЗ 2121 имеет выборную раздаточную коробку, что позволяет водителю самостоятельно выбирать наиболее подходящий режим в зависимости от условий дороги и езды.

Таким образом, раздатка на ВАЗ 2121 обеспечивает максимальную проходимость и маневренность автомобиля в различных условиях. В зависимости от выбранного положения раздатки, автомобиль может передвигаться на движении с задним, передним или полным приводом, что делает его универсальным и подходящим для разных видов маршрутов и дорог.

Принцип раздатки на ВАЗ 2121

Принцип работы раздатки на ВАЗ 2121 основан на использовании механизма с планетарными шестернями. Он состоит из трех основных элементов: входного вала, выходных валов и планетарных шестерен.

Входной вал, приводимый в движение от двигателя автомобиля, передает крутящий момент на планетарные шестерни раздатки. Планетарные шестерни в свою очередь передают крутящий момент на выходные валы, которые соединены с передними и задними колесами автомобиля.

Преимущество применения планетарной раздатки заключается в том, что она позволяет переключать режимы раздатки на ходу без необходимости останавливать автомобиль. Это особенно полезно при прохождении сложных дорожных условий, когда необходимо изменить передаточное число для достижения наилучшей проходимости.

Раздатка на ВАЗ 2121 имеет несколько режимов работы. В основном положении раздатки передаточное число равно 1:1, что означает, что крутящий момент от двигателя равномерно распределяется на передние и задние колеса. Переключение на режимы повышенной и пониженной передачи происходит с помощью рычага управления на панели приборов.

В режиме повышенной передачи передаточное число увеличивается, что позволяет улучшить динамические характеристики автомобиля и развивать большую скорость. В режиме пониженной передачи передаточное число уменьшается, что позволяет увеличить усилие на колесах и преодолевать сложные препятствия.

Режим передачиПередаточное числоОсобенности
Основной1:1
Повышенной1,9:1Улучшенные динамические характеристики
Пониженной2,05:1Увеличенное усилие на колесах

Раздатка на ВАЗ 2121 является надежным и эффективным устройством, которое обеспечивает высокую проходимость автомобиля в различных дорожных условиях. Ее принцип работы позволяет водителю легко переключаться между режимами передачи для оптимального преодоления препятствий на дороге.

Подключаемая раздаточная коробка

Основная задача раздаточной коробки — распределение крутящего момента между передним и задним мостами в зависимости от выбранной передачи.

Подключаемая раздаточная коробка предоставляет возможность выбирать одну из трех передаточных отношений: выключенное положение (2WD), передачу повышенной передачи (4H) или низкий передаточный отношение (4L).

В положении 2WD раздаточная коробка отключена и передаточное отношение приводится только передним мостом, что позволяет экономить топливо на мощной дороге.

В положении 4H раздаточная коробка подключается и крутящий момент распределяется между передним и задним главными мостами в равных пропорциях. Это положение используется для повышения проходимости автомобиля на грунтовой дороге или в условиях снега.

В положении 4L раздаточная коробка также подключается, но передаточное отношение замедляется, чтобы увеличить крутящий момент и улучшить тягу автомобиля. Это положение используется при экстремальных внедорожных условиях или при вытаскивании автомобиля из трудных ситуаций.

Важно отметить, что переключение между различными положениями раздаточной коробки возможно только при полной остановке автомобиля или при движении с минимальной скоростью.

Подключаемая раздаточная коробка ВАЗ 2121 улучшает полноприводные характеристики автомобиля, делая его более универсальным и готовым к покорению различных дорожных условий.

Блокировка раздатки на ВАЗ 2121

Для того чтобы предотвратить случайное изменение режима раздатки, ВАЗ 2121 имеет блокировку раздатки. Эта блокировка представляет собой специальный механизм, который защищает кнопку переключения режима от случайного нажатия или смещения.

Блокировка раздатки на ВАЗ 2121 обычно устанавливается с задней стороны салона под панелью приборов. Она может быть активирована или деактивирована с помощью ключа или рычага. Когда блокировка включена, кнопка переключения режима раздатки блокируется, что предотвращает его случайное нажатие или смещение.

Активация блокировки раздатки является важной мерой безопасности, особенно при езде по горным или скользким дорогам. Блокировка позволяет водителю быть уверенным в том, что выбранный режим привода колес останется неизменным, даже при случайном нажатии на кнопку.

Если возникают проблемы с блокировкой раздатки, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и ремонта. Не рекомендуется самостоятельно пытаться отремонтировать или модифицировать блокировку раздатки, так как это может привести к серьезным последствиям и повреждению автомобиля.

Важно помнить, что блокировка раздатки предназначена только для предотвращения случайного изменения режима привода колес. Она не обеспечивает защиту от внешних воздействий или повышенного уровня безопасности. Правильное и безопасное использование автомобиля всегда должно быть приоритетом водителя.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ 2121

Устройство раздаточной коробки ВАЗ 2121 состоит из следующих основных компонентов:

КомпонентОписание
Входной валПринимает вращательное движение от двигателя и передает его внутрь раздаточной коробки.
Раздаточные шестерниСостоят из нескольких пар шестерен различного размера, которые позволяют изменять передаточное число раздаточной коробки.
Выходные валыПередают вращательное движение с измененным передаточным числом на передний и задний мосты.
Механизмы управленияВключают в себя селектор передач и дополнительные механизмы, которые позволяют водителю выбирать соответствующий режим работы раздаточной коробки.

В процессе работы раздаточной коробки ВАЗ 2121, водитель может выбирать один из трех режимов работы:

  1. Передний привод — вращательное движение передается только на передний мост, задний мост остается отключенным.
  2. Полный привод — вращательное движение передается одновременно на передний и задний мосты с одинаковым передаточным числом.
  3. Задний привод — вращательное движение передается только на задний мост, передний мост остается отключенным.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ 2121 позволяет водителю выбирать наилучший режим работы под различные дорожные условия и ситуации, обеспечивая оптимальную проходимость и управляемость автомобиля. Благодаря этому, ВАЗ 2121 является популярной моделью среди любителей внедорожных поездок.

Межосевая блокировка раздатки ВАЗ 2121

Принцип работы межосевой блокировки заключается в том, что она позволяет передать мощность от двигателя на обе оси автомобиля одновременно. Это достигается при помощи специального блокировочного механизма, который включает или отключает раздаточную коробку.

Раздаточная коробка на автомобиле ВАЗ 2121 имеет три положения: задний привод (2WD), полный привод (4WD) и полный привод с блокировкой межосевого дифференциала (4WD LOCK).

В положении заднего привода (2WD) передние колеса автомобиля приводятся в движение только задней осью. Это положение используется при движении по обычным дорогам на асфальте или при езде с низким коэффициентом сцепления.

Полный привод (4WD) позволяет передавать мощность от двигателя на обе оси автомобиля. В этом положении передние колеса автомобиля будут также приводиться в движение задней осью. Это положение используется при езде на пересеченной местности, при наличии снега, льда или бездорожья.

Полный привод с блокировкой межосевого дифференциала (4WD LOCK) позволяет зафиксировать переднюю и заднюю оси автомобиля, обеспечивая максимальную проходимость. Это положение используется при преодолении бездорожья, грязи, песчаных участков, а также при подъеме на гору или спуске.

Межосевая блокировка раздатки ВАЗ 2121 позволяет значительно расширить возможности автомобиля в условиях различных дорожных покрытий и перепадов высот. С ее помощью можно справиться с непроходимыми участками дороги и повысить безопасность движения.

Компоненты раздатки на ВАЗ 2121

В раздаточной коробке автомобиля ВАЗ 2121 используется ряд компонентов, которые отвечают за передачу крутящего момента на передние и задние колеса. Раздатка состоит из следующих элементов:

1. Ручка переключения режимов — этот компонент находится в салоне автомобиля и служит для управления раздаткой. С его помощью водитель может выбирать между передним, задним и полным приводом.

2. Активатор переключения режимов — электрическое устройство, которое подключается к ручке переключения и отвечает за передачу команд от водителя на раздатку.

3. Механизм переключения режимов — основной компонент раздаточной коробки, отвечающий за механическое переключение передач. Он состоит из системы шестеренок, муфты и валов, которые передают крутящий момент на передние и задние колеса.

4. Карданный вал — элемент, который передает крутящий момент от коробки передач на раздатку. Он состоит из двух валов, соединенных крестовиной, и гибкой металлической трубы.

5. Шарниры карданного вала — компоненты, обеспечивающие гибкость и позволяющие карданному валу передавать крутящий момент при изменении угла наклона колес.

Компоненты раздатки на ВАЗ 2121 работают в тесном взаимодействии друг с другом, обеспечивая передачу крутящего момента на нужные колеса в зависимости от выбранного режима привода. Благодаря этому автомобиль может успешно справляться с разными дорожными условиями и обеспечивать высокую проходимость.

Передаточное число раздатки на ВАЗ 2121

Передаточное число раздаточной коробки на ВАЗ 2121, или «Нива», определяет соотношение скоростей передач и влияет на характеристики автомобиля. Номер передачи в раздатке указывает на то, во сколько раз вращения двигателя преобразуется в вращение колес.

На ВАЗ 2121 устанавливаются разные варианты раздаточных коробок с различными передаточными числами. Обычно предусмотрено три передачи: «Включена» (4×4), «Отключена» (4×2) и «Главная пара» (2×2). Включенная передача используется при передвижении по бездорожью или при необходимости повышенного крутящего момента. В отключенной передаче двигатель передает мощность только на две передние колеса, что повышает комфорт при езде на асфальтированной дороге. Главная пара используется для движения на дороге при нормальных условиях.

Передаточное число включенной передачи на разных подвижных мостах может отличаться. Обычно в переднем подвижном мосту находится раздатка с передаточным числом 2,206, а в заднем подвижном мосту — с передаточным числом 1,0. Это обеспечивает максимальный крутящий момент на передних колесах и разделение нагрузки на задние колеса. Однако, в ряде модификаций, передаточное число включенной передачи в заднем подвижном мосту может быть изменено с целью улучшения характеристик автомобиля.

Важно отметить, что передаточное число разных передач в раздатке может влиять на динамику разгона, максимальную скорость, возможности автомобиля при бездорожье и расход топлива. При выборе передачи на ВАЗ 2121 следует учитывать конкретные условия эксплуатации и требования водителя.

Схема работы раздатки на ВАЗ 2121

Основными элементами раздаточной коробки являются:

  • Входная шестерня;
  • Выходной вал;
  • Вал солнечных колес;
  • Вал со спутниками;
  • Мосты сателлитов;
  • Тяги переключения.

Схема работы раздатки на ВАЗ 2121 следующая:

  1. Входная шестерня приводится в движение от двигателя через промежуточный вал.
  2. Движение передается на вал солнечных колес, который вращается вместе со шестернями, связанными со спутниками.
  3. Спутники перемещаются вокруг солнечных колес, что приводит к вращению мостов сателлитов.
  4. В результате вращения мостов сателлитов изменяется передаточное число раздатки.
  5. Вал со спутниками передает вращение на выходной вал, который передает его на задний или передний мосты в зависимости от выбранного режима привода.

Таким образом, раздатка на ВАЗ 2121 позволяет переключаться между режимами привода, обеспечивая автомобилю лучшую проходимость и управляемость в различных условиях дороги.

Оцените статью