Элементы и функции электрической схемы рельсовой цепи — от контактных сетей до защитных устройств

Рельсовая цепь – это основная составляющая системы электроподвижного состава железной дороги. Она представляет собой сложную электрическую схему, включающую в себя различные элементы, выполняющие определенные функции.

Основными компонентами рельсовой цепи являются контактная сеть, рельсы, отводящие рельсы, контактные рельсы, переходные мосты. Именно они обеспечивают подачу и распределение электроэнергии от электрической станции к поездам. Контактная сеть является источником электрической энергии и располагается над рельсами. Она состоит из контактных проводников, балласта, подвесных арматур, изолирующих элементов и других деталей.

Рельсы и отводящие рельсы являются проводниками электроэнергии и обеспечивают заземление цепи. Они ставятся на подкладки, которые служат для поддержки рельсов и предотвращения их прогиба. Контактные рельсы, в свою очередь, интегрируют рельсовую цепь с электрической системой подвижного состава, предоставляя среду для передачи электроэнергии к поездам.

Переходные мосты сглаживают разности потенциалов между контактной сетью и рельсами на участках перехода от одного троллейбуса к другому. Они предотвращают возможные помехи и перенапряжения, обеспечивая бесперебойную и стабильную работу системы.

Таким образом, в электрическую схему рельсовой цепи входят контактная сеть, рельсы, отводящие рельсы, контактные рельсы и переходные мосты. Все эти элементы взаимодействуют между собой, обеспечивая функционирование электрической системы на железной дороге.

Что включает в себя электрическая схема рельсовой цепи?

Что включает в себя электрическая схема рельсовой цепи?

Электрическая схема рельсовой цепи представляет собой совокупность элементов, которые обеспечивают передачу электрической энергии и контроль ее потока в системе железнодорожного транспорта. Она включает в себя следующие основные компоненты:

  1. Потребители электрической энергии - рельсы, на которые подается переменное или постоянное напряжение. Рельсы являются проводниками, по которым ток передается от источника к потребителям.
  2. Источник питания - электростанция или другой источник электроэнергии, который генерирует и подает ток в рельсы. Электростанция может работать как с постоянным, так и с переменным током, в зависимости от конкретных требований системы.
  3. Трансформаторы - устройства, которые используются для изменения напряжения электрического тока в рельсовой цепи. Они позволяют поддерживать требуемое напряжение на разных участках системы, в зависимости от конкретных потребностей.
  4. Распределительные пункты - специальные устройства, которые используются для распределения электрической энергии по различным участкам рельсовой цепи. Они обеспечивают соединение между источником питания и рельсами, а также контроль тока в системе.
  5. Защитные устройства - компоненты, которые используются для обеспечения безопасности и защиты рельсовой цепи от перегрузок и коротких замыканий. Они могут включать в себя предохранители, автоматические выключатели и другие устройства, которые автоматически отключают ток при возникновении определенных ситуаций.
  6. Контрольно-измерительные приборы - устройства, которые используются для контроля и измерения различных параметров электрической энергии в рельсовой цепи. Они могут включать в себя амперметры, вольтметры, контроллеры и другие приборы, которые позволяют отслеживать и контролировать работу системы.

Все эти компоненты вместе образуют электрическую схему рельсовой цепи, которая обеспечивает надежное и безопасное функционирование системы железнодорожного транспорта.

Питающий провод

Питающий провод

Основные характеристики питающего провода:

  • Материал провода: обычно изготавливается из стали или алюминия, что обеспечивает достаточную прочность и низкое сопротивление электрическому току.
  • Поперечное сечение: выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень передаваемой мощности и минимизировать потери энергии.
  • Длина провода: зависит от конкретных условий эксплуатации рельсовой цепи.
  • Монтаж: провод монтируется на специальных опорах или креплениях, чтобы обеспечить его надежную фиксацию и защиту от внешних воздействий.

Питающий провод подключается к источнику питания, который может быть различным в зависимости от типа рельсовой цепи. В железнодорожных системах это, как правило, подстанции или трансформаторы напряжения, обеспечивающие преобразование и поддержание необходимого уровня напряжения для нормального функционирования электрической сети.

Питающий провод должен быть защищен от воздействия погодных условий, а также от несанкционированного доступа людей или животных. В случае неисправности или повреждения провода, работники электрических сетей проводят ремонтные работы, чтобы восстановить нормальное электроснабжение и обеспечить безопасность пассажиров и персонала.

Контактная сеть

Контактная сеть

Контактная сеть представляет собой основной элемент электрической схемы рельсовой цепи. Она служит для передачи электрической энергии с подстанции к поездам, обеспечивая их движение. Контактная сеть состоит из ряда элементов, таких как:

Провода подвески– в основном использованные провода, которые поддерживают контактные провода и предназначены для их опоры и натяжения.
Контактные провода– это металлические провода, установленные над путями и выполняющие функцию передачи электрической энергии с подстанции к поездам. Они обычно снабжены специальными контактными рельсами или токоприемниками, которые обеспечивают надежный контакт с поездом.
Контактные рельсы– это специальные рельсы, установленные параллельно обычным рельсам. Они служат для передачи электрического тока к контактным проводам с помощью контактных устройств поезда. Контактные рельсы также могут использоваться для заземления системы.

Контактная сеть должна быть надежной и эффективной, чтобы обеспечивать постоянный и безопасный поток электрической энергии для функционирования поездов. Она также должна быть правильно обслуживаемой и технически проверяемой для предотвращения возможных аварий и срывов питания. Благодаря контактной сети поезда могут эффективно работать на электрической энергии и обеспечивать пассажиропоток по железной дороге.

Силовой ключ

Силовой ключ

Основными задачами силового ключа являются:

1.Открывание и закрывание цепи по команде управляющего устройства.
2.Исправная работа при высоких токах и напряжениях.
3.Защита от короткого замыкания и перегрузок.
4.Управление потоком энергии в рельсовой цепи.

Силовой ключ может быть реализован в виде механического или полупроводникового устройства. Механический силовой ключ представляет собой электромеханический переключатель, в котором открывание и закрывание цепи происходит за счет механического воздействия.

Полупроводниковый силовой ключ использует полупроводники, такие как транзисторы, для контроля тока и напряжения. Он обеспечивает более быструю реакцию на команды управляющего устройства, а также может работать при высоких частотах.

Выбор типа силового ключа зависит от требуемых характеристик рельсовой цепи, таких как мощность, скорость работы и эффективность. Использование правильного силового ключа позволяет обеспечить надежную и безопасную работу рельсовой цепи.

Защитный предохранитель

Защитный предохранитель

Защитные предохранители обычно имеют корпус с винтовыми или пластинчатыми контактами, которые подвергаются нагреванию при перегрузках или коротких замыканиях. Когда нагрев достигает определенного уровня, контакты плавятся или расплавляются, прерывая электрическую цепь и предотвращая дальнейшее повреждение системы.

Замена защитного предохранителя после срабатывания является важной процедурой для восстановления работы электрической цепи. При выборе предохранителя необходимо учитывать его рабочую напряженность, токовую характеристику и маркуровку. Недостаточный или неправильно подобранный предохранитель может быть неэффективным в защите электрической цепи.

Важно отметить, что установка и замена защитного предохранителя должны выполняться только при выключенной электрической цепи и с применением соответствующих инструментов и мер предосторожности. Неправильное обращение с защитным предохранителем может привести к серьезным травмам или повреждению оборудования.

Коммутационный аппарат

Коммутационный аппарат

Основной функцией коммутационного аппарата является передача электрического тока между различными элементами системы, такими как рельсы, контактные рельсы и подстанции. Он также отвечает за установление и прерывание электрической цепи, обеспечивая безопасное и надежное подключение и отключение участков цепи.

Коммутационный аппарат обычно состоит из контактов, которые при перемещении между различными положениями обеспечивают коммутацию тока. Он может быть выполнен в виде выключателя, контактора или рубильника.

Выключатель является наиболее распространенным типом коммутационного аппарата. Он осуществляет коммутацию тока путем размыкания и замыкания контактов. Контактор используется для коммутации больших токов и имеет особую конструкцию, позволяющую справляться с высокими нагрузками. Рубильник используется для прерывания цепи и имеет возможность удерживать заглушенное положение.

Коммутационный аппарат должен соответствовать требованиям электробезопасности и иметь надежное исполнение. Он должен быть устойчив к повышенным токам и перегрузкам, а также обладать защитой от короткого замыкания. Монтаж и эксплуатация коммутационного аппарата должны производиться с соблюдением всех требований безопасности.

Устройство защиты

Устройство защиты

Устройство защиты в электрической схеме рельсовой цепи предназначено для обеспечения безопасности и предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Оно выполняет следующие функции:

  1. Защита от перегрузок. В составе устройства защиты установлены предохранители, которые регулируют токовую нагрузку на рельсы и предотвращают ее превышение. При превышении допустимого значения тока предохранитель срабатывает, разрывая цепь и предотвращая повреждение оборудования и возможное возгорание.
  2. Защита от короткого замыкания. Устройство защиты также предусматривает датчики короткого замыкания, которые мониторят цепь на предмет возникновения короткого замыкания. При обнаружении короткого замыкания устройство сразу же прерывает подачу электроэнергии и предотвращает повреждение оборудования и возникновение пожара.
  3. Защита от импульсных перенапряжений. В устройстве защиты установлены средства защиты от импульсных перенапряжений, например, в виде разрядников или варисторов. Они предотвращают повреждение оборудования и возгорание при возникновении высоких напряжений.
  4. Защита от неправильной полярности. В электрической схеме рельсовой цепи устройство защиты может также включать датчики, которые контролируют правильность подключения и полярность проводов. При обнаружении неправильной полярности устройство срабатывает и прерывает подачу электроэнергии, предотвращая повреждение оборудования и возникновение аварийных ситуаций.

Устройство защиты является важной составляющей электрической схемы рельсовой цепи и необходимо для обеспечения надежной и безопасной работы системы. Регулярное техническое обслуживание и проверка устройства защиты помогут предотвратить возможные аварии и обеспечат непрерывность работы системы транспорта.

Оцените статью